На главную страницу   Организатор проекта www.superlodka.ru

ГИМС - Государственная Инспекция по Маломерным Судам (официальный сайт)

При перепечатке материалов сайта ссылка на www.securpress.ru обязательна http://www.securpress.ru/issue/Ss/2004_spec/Antonov.htm

Журнал-каталог "СРЕДСТВА СПАСЕНИЯ. ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА 2004"

 

МЧС ПРИДЕТ НА ПОМОЩЬ И НА ВОДЕ В 2003 году одним из подразделений МЧС России стала Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС). На ее учете сегодня находятся 845 тысяч яхт, моторных лодок, прогулочных катеров и прочих малых судов, которые бороздят внутренние и прибрежные морские воды нашей страны.

О прошлом, настоящем и будущем инспекции наш корреспондент беседует с начальником Главного управления ГИМС РФ Владимиром Васильевичем Антоновым


- Расскажите, пожалуйста, об истории ГИМС, с чего все начиналось?

- Днем рождения нашей инспекции принято считать 16 июня 1984 года, именно тогда вышло постановление Совмина РСФСР о ее создании. До этого времени инспекция существовала при ОСВОДе РСФСР в ранге общественной организации. До 1992 года ГИМС входила в систему жилищно-коммунального хозяйства, так как в тот момент в ведении ЖКХ находились все спасательные водные станции. С 1992 года и до 2003 года ГИМС находилась в ведении Министерства природных ресурсов. Растущее с каждым годом количество судов и, соответственно, проблем, связанных с ними, заставили искать другое решение.
 

 


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГИМС - Владимир Васильевич, какие главные цели преследовала передача ГИМС в состав МЧС?
- Прежде всего - это оптимизация и совершенствование деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. С тем чтобы можно было, с одной стороны, повысить эффективность спасения людей на воде, обеспечить комплексное применение всех действующих сейчас сил в составе МЧС, а с другой стороны - улучшить контроль и надзор за маломерными судами, базами и стоянками. Таким образом, речь прежде всего, идет об улучшении профилактической деятельности в целях снижения числа погибших и пострадавших на водных объектах.

- Какие задачи возложены на инспекцию?
- В положении о Государственной инспекции по маломерным судам предусмотрен широкий круг задач, которые в целом можно охарактеризовать как комплекс мер, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций в данной области. Прежде всего, это учет и надзор за маломерными судами, мероприятия по охране жизни людей на воде и, наконец, охрана окружающей среды на водных объектах. Сейчас на нас возлагается дополнительная задача по участию в поиске и спасении людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации. Конечно, входившие в состав ГИМС спасатели и ранее решали ее, но в гораздо более узком плане, лишь обеспечивая безопасность людей в местах купания на пляжах.

Другой немаловажной задачей ГИМС будет участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по разработке технических регламентов и требований в области обеспечения безопасности плавания судов.

Еще в 2001 году постановлением Правительства под государственный и технический надзор ГИМС были переданы морские прогулочные суда, независимо от мощности их двигателей и валовой вместимости. Здесь существует только одно ограничение: пассажировместимость не должна превышать 12 человек. А это уже не простые моторки, а хорошие современные катера и яхты. На ГИМС возлагаются задачи по защите экологии. Так, надзор за судами предусматривает регулярные проверки на соответствие техническим нормативам выбросов вредных и загрязняющих веществ в атмосферу. Сотрудники ГИМС наряду с другими службами также участвуют в контроле и выявлении нарушений природоохранного законодательства на водных объектах, привлекаются к борьбе с браконьерством и другими нарушениями правил охоты и рыболовства. Эти задачи инспекция выполняла раньше и будет выполнять их в дальнейшем наряду с новыми функциями по обеспечению безопасности людей.

Также инспекция будет заниматься разработкой правил классификации и технического надзора за судами, их постройкой, порядком освидетельствования и так далее. В общем, всем тем, без чего ни одну нормальную инспекцию представить нельзя. С одной стороны, может показаться, что это бумажная волокита и бюрократия. Но на самом деле от этих правил и требований напрямую зависят жизни тысяч людей, так или иначе имеющих отношение к маломерным судам. Представьте себе, что было бы, если бы каждый начал плавать по рекам, на чем хочет и как хочет? Думаю, в этом случае смертность на воде была бы больше в несколько раз.

 


НУЖЕН ЕДИНЫЙ РЕЕСТР МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ - Значит, чтобы избежать самодеятельности на воде, нужно поставить на учет все лодки и катера, обеспечить их номерными знаками, по принципу автомобилей…
- Именно этим занималась и будет заниматься ГИМС. Инспекция будет проводить классификацию, регистрацию и учет поднадзорных судов, присваивать им государственные номера, выдавать судовые билеты и другие документы. Еще одна важная задача, поставленная перед ГИМС, - создание в России единого реестра по учету судов, в который должны войти все зарегистрированные в ГИМС маломерные суда. Он будет включать в себя информацию и о владельцах, и о судоводителях, подобно тому, как это сделано в ГИБДД.

К сожалению, такой реестр раньше не был сделан. В каждом субъекте РФ, согласно закону, существуют судовые книги, в них вписываются все изменения, ставятся на учет все новые суда, но эта информация очень разобщена и раздроблена. В качестве примера можно привести такую гипотетическую ситуацию. Предположим, где-нибудь в Онежском озере обнаружен катер с таким-то номером и рядом с катером никого нет. Ни на месте, ни из центра никто не сможет ответить на главные, не терпящие отлагательства вопросы. Чей он? Что с людьми? Что делать? С одной стороны, нужно немедленно начинать поиски. А может быть, хозяин находится дома, а катер украли, или его просто ветром унесло, или люди попали в беду и ждут помощи на одном из островов. Тут счет идет на часы, а время тратится на поиски регистрационных книг. И не всегда мы сможем оперативно найти инспектора, у которого нужная книга лежит. Он может заболеть или уехать в командировку. На это уходит масса драгоценного времени, что в случае реальной трагедии может обернуться гибелью человека. И это вместо того чтобы взять портативный терминал, в котором имеется база данных на всю Карелию, и увидеть, что данное судно принадлежит, например, Ивану Ивановичу Иванову, проживающему в городе Петрозаводске, улица такая-то, дом такой-то, телефон такой-то. Остается лишь снять трубку и получить от жены или домашних всю необходимую информацию. В этом случае будет очень легко определить дальнейшие действия. Подключить, если в этом есть необходимость, поисковиков или сразу дать отбой. В последнем случае останется лишь сообщить владельцу, что лодка отбуксирована и находится под охраной на такой-то базе.

- Нередко виновниками происшествий на воде становятся горе-капитаны. Что делать с ними?
- Для этого, во-первых, ГИМС организует обучение, аттестацию и прием экзаменов по судовождению, в том числе по управлению парусными судами и водными мотоциклами. Как и в случае с автотранспортом, человек должен уметь пользоваться лодкой или катером и знать правила судовождения.

Позиция министерства заключается в том, чтобы, с одной стороны, упростить процедуру выдачи разрешений на право управления маломерным судном, а с другой – ужесточить требования по безопасности на воде. Другими словами, мы хотим сократить бюрократические проволочки при оформлении необходимых документов и избежать при этом ненужного либерализма по отношению к нарушителям правил. В конечном счете, от этого зависит их жизнь.

Кстати, инспекторы в случае нарушения имеют право задержать судно и оштрафовать его водителя, поскольку именно ГИМС осуществляет производство по делам об административных нарушениях. Естественно, самые жесткие меры будут приниматься к тем, кто управляет лодкой, катером или водным мотоциклом в пьяном виде.

 


ПЕРСПЕКТИВЫ - Ожидаются ли у вас какие-либо структурные изменения?
- Да, и сейчас рассматривается целый ряд вариантов. Один из них обусловлен требованиями законодательства, согласно которым охрана жизни людей на воде является функцией субъекта РФ, а организация поиска и спасения людей в территориальном море РФ и внутренних водах возложена на МЧС России. Инспекция же будет существовать в качестве федеральной системы органов надзора. Отсюда необходимость передать функции и спасательные подразделения от собственно инспекции непосредственно спасательным отрядам и соответсвующим органам МЧС РФ.

Существует проблема, которую обязательно надо будет решать на уровне МЧС РФ, МВД РФ и губернатора Астраханской области. Речь идет о передаче в ведение МЧС ГИМС Астраханской области. Эта инспекция еще до образования ГИМС России по решению ЦК КПСС и Совета Министров РСФСР была создана в структуре МВД. Поэтому ГИМС Астраханской области в настоящее время, являясь территориальным органом ГИМС РФ, на месте продолжает подчиняться областному УВД. Особое положение области всегда определялось значимостью осетровых, ценных пород рыбы. Сегодня в Астраханской области зарегистрировано около 47 тысяч судов и подход к решению вопроса именно с этой инспекцией должен быть очень продуманным.

В целом же функции по участию ГИМС в охране окружающей природной среды на водных объектах сохраняются, в том числе и по борьбе с браконьерством.

- Каковы перспективы технического перевооружение ГИМС?

- Я более чем уверен, что МЧС России, в отличие от прежних «хозяев», ставит целью поднять ГИМС на более высокий уровень, хорошо оснастить, правильно подобрать, научить и расставить кадры.

- Будет ли у новых сотрудников МЧС какая-то своя форма, отличительные знаки?
- Как отдельное подразделение в структуре министерства Государственная инспекция по маломерным судам будет иметь свой вымпел и эмблему, а инспекторы будут носить форменную одежду и знаки различия, установленные порядком МЧС.

Антонов В.В.
Начальник Главного
управления ГИМС РФ

 

Почта проекта

 

Организатор проекта www.superlodka.ru 

На главную страницу  

 

Rambler's Top100