На главную страницу | Организатор проекта www.superlodka.ru |
ГИМС - Государственная Инспекция по Маломерным Судам (официальный сайт)
При перепечатке материалов сайта ссылка на www.securpress.ru обязательна http://www.securpress.ru/issue/Ss/2004_spec/Antonov.htm
Журнал-каталог "СРЕДСТВА СПАСЕНИЯ. ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА 2004"
МЧС ПРИДЕТ НА ПОМОЩЬ И НА ВОДЕ В 2003 году одним из подразделений МЧС России стала Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС). На ее учете сегодня находятся 845 тысяч яхт, моторных лодок, прогулочных катеров и прочих малых судов, которые бороздят внутренние и прибрежные морские воды нашей страны.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГИМС
- Владимир Васильевич, какие главные цели преследовала передача ГИМС в
состав МЧС?
- Прежде всего - это оптимизация и совершенствование деятельности Единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. С тем
чтобы можно было, с одной стороны, повысить эффективность спасения людей на
воде, обеспечить комплексное применение всех действующих сейчас сил в составе
МЧС, а с другой стороны - улучшить контроль и надзор за маломерными судами,
базами и стоянками. Таким образом, речь прежде всего, идет об улучшении
профилактической деятельности в целях снижения числа погибших и пострадавших на
водных объектах.
- Какие задачи возложены на инспекцию?
- В положении о Государственной инспекции по маломерным судам предусмотрен
широкий круг задач, которые в целом можно охарактеризовать как комплекс мер,
направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций в данной
области. Прежде всего, это учет и надзор за маломерными судами, мероприятия по
охране жизни людей на воде и, наконец, охрана окружающей среды на водных
объектах. Сейчас на нас возлагается дополнительная задача по участию в поиске и
спасении людей во внутренних водах и в территориальном море Российской
Федерации. Конечно, входившие в состав ГИМС спасатели и ранее решали ее, но в
гораздо более узком плане, лишь обеспечивая безопасность людей в местах купания
на пляжах.
Другой немаловажной задачей ГИМС будет участие в научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работах по разработке технических регламентов и
требований в области обеспечения безопасности плавания судов.
Еще в 2001 году постановлением Правительства под государственный и технический
надзор ГИМС были переданы морские прогулочные суда, независимо от мощности их
двигателей и валовой вместимости. Здесь существует только одно ограничение:
пассажировместимость не должна превышать 12 человек. А это уже не простые
моторки, а хорошие современные катера и яхты. На ГИМС возлагаются задачи по
защите экологии. Так, надзор за судами предусматривает
регулярные проверки на соответствие техническим нормативам выбросов вредных и
загрязняющих веществ в атмосферу. Сотрудники ГИМС наряду с другими службами
также участвуют в контроле и выявлении нарушений природоохранного
законодательства на водных объектах, привлекаются к борьбе с браконьерством и
другими нарушениями правил охоты и рыболовства. Эти задачи инспекция выполняла
раньше и будет выполнять их в дальнейшем наряду с новыми функциями по
обеспечению безопасности людей.
Также инспекция будет заниматься разработкой правил классификации и технического
надзора за судами, их постройкой, порядком освидетельствования и так далее. В
общем, всем тем, без чего ни одну нормальную инспекцию представить нельзя. С
одной стороны, может показаться, что это бумажная волокита и бюрократия. Но на
самом деле от этих правил и требований напрямую зависят жизни тысяч людей, так
или иначе имеющих отношение к маломерным судам. Представьте себе, что было бы,
если бы каждый начал плавать по рекам, на чем хочет и как хочет? Думаю, в этом
случае смертность на воде была бы больше в несколько раз.
НУЖЕН ЕДИНЫЙ РЕЕСТР МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ
- Значит, чтобы избежать самодеятельности на воде, нужно поставить на
учет все лодки и катера, обеспечить их номерными знаками, по принципу
автомобилей…
- Именно этим занималась и будет заниматься ГИМС. Инспекция будет проводить
классификацию, регистрацию и учет поднадзорных судов, присваивать им
государственные номера, выдавать судовые билеты и другие документы. Еще одна
важная задача, поставленная перед ГИМС, - создание в России единого реестра по
учету судов, в который должны войти все зарегистрированные в ГИМС маломерные
суда. Он будет включать в себя информацию и о владельцах, и о судоводителях,
подобно тому, как это сделано в ГИБДД.
К сожалению, такой реестр раньше не был сделан. В каждом субъекте РФ, согласно
закону, существуют судовые книги, в них вписываются все изменения, ставятся на
учет все новые суда, но эта информация очень разобщена и раздроблена. В качестве
примера можно привести такую гипотетическую ситуацию. Предположим, где-нибудь в
Онежском озере обнаружен катер с таким-то номером и рядом с катером никого нет.
Ни на месте, ни из центра никто не сможет ответить на главные, не терпящие
отлагательства вопросы. Чей он? Что с людьми? Что делать? С одной стороны, нужно
немедленно начинать поиски. А может быть, хозяин находится дома, а катер украли,
или его просто ветром унесло, или люди попали в беду и ждут помощи на одном из
островов. Тут счет идет на часы, а время тратится на поиски регистрационных
книг. И не всегда мы сможем оперативно найти инспектора, у которого нужная книга
лежит. Он может заболеть или уехать в командировку. На это уходит масса
драгоценного времени, что в случае реальной трагедии может обернуться гибелью
человека. И это вместо того чтобы взять портативный терминал, в котором имеется
база данных на всю Карелию, и увидеть, что данное судно принадлежит, например,
Ивану Ивановичу Иванову, проживающему в городе Петрозаводске, улица такая-то,
дом такой-то, телефон такой-то. Остается лишь снять трубку и получить от жены
или домашних всю необходимую информацию. В этом случае будет очень легко
определить дальнейшие действия. Подключить, если в этом есть необходимость,
поисковиков или сразу дать отбой. В последнем случае останется лишь сообщить
владельцу, что лодка отбуксирована и находится под охраной на такой-то базе.
- Нередко виновниками происшествий на воде становятся горе-капитаны. Что
делать с ними?
- Для этого, во-первых, ГИМС организует обучение, аттестацию и прием экзаменов
по судовождению, в том числе по управлению парусными судами и водными
мотоциклами. Как и в случае с автотранспортом, человек должен уметь пользоваться
лодкой или катером и знать правила судовождения.
Позиция министерства заключается в том, чтобы, с одной стороны, упростить
процедуру выдачи разрешений на право управления маломерным судном, а с другой –
ужесточить требования по безопасности на воде. Другими словами, мы хотим
сократить бюрократические проволочки при оформлении необходимых документов и
избежать при этом ненужного либерализма по отношению к нарушителям правил. В
конечном счете, от этого зависит их жизнь.
Кстати, инспекторы в случае нарушения имеют право задержать судно и оштрафовать
его водителя, поскольку именно ГИМС осуществляет производство по делам об
административных нарушениях. Естественно, самые жесткие меры будут приниматься к
тем, кто управляет лодкой, катером или водным мотоциклом в пьяном виде.
ПЕРСПЕКТИВЫ - Ожидаются ли у
вас какие-либо структурные изменения?
- Да, и сейчас рассматривается целый ряд вариантов. Один из них обусловлен
требованиями законодательства, согласно которым охрана жизни людей на воде
является функцией субъекта РФ, а организация поиска и спасения людей в
территориальном море РФ и внутренних водах возложена на МЧС России. Инспекция же
будет существовать в качестве федеральной системы органов надзора. Отсюда
необходимость передать функции и спасательные подразделения от собственно
инспекции непосредственно спасательным отрядам и соответсвующим органам МЧС РФ.
Существует проблема, которую обязательно надо будет решать на уровне МЧС РФ, МВД
РФ и губернатора Астраханской области. Речь идет о передаче в ведение МЧС ГИМС
Астраханской области. Эта инспекция еще до образования ГИМС России по решению ЦК
КПСС и Совета Министров РСФСР была создана в структуре МВД. Поэтому ГИМС
Астраханской области в настоящее время, являясь территориальным органом ГИМС РФ,
на месте продолжает подчиняться областному УВД. Особое положение области всегда
определялось значимостью осетровых, ценных пород рыбы. Сегодня в Астраханской
области зарегистрировано около 47 тысяч судов и подход к решению вопроса именно
с этой инспекцией должен быть очень продуманным.
В целом же функции по участию ГИМС в охране окружающей природной среды на водных
объектах сохраняются, в том числе и по борьбе с браконьерством.
- Каковы перспективы технического перевооружение ГИМС?
- Я более чем уверен, что МЧС России, в отличие от прежних «хозяев», ставит
целью поднять ГИМС на более высокий уровень, хорошо оснастить, правильно
подобрать, научить и расставить кадры.
- Будет ли у новых сотрудников МЧС какая-то своя форма, отличительные
знаки?
- Как отдельное подразделение в структуре министерства Государственная инспекция
по маломерным судам будет иметь свой вымпел и эмблему, а инспекторы будут носить
форменную одежду и знаки различия, установленные порядком МЧС.
Организатор проекта www.superlodka.ru |